Что может быть проще, чем поездка в метро на комфортабельном поезде «Москва-2020» или на «Иволге» по Московским центральным диаметрам (МЦД)? Однако некоторым пассажирам с особенностями здоровья может быть сложно передвигаться на городском транспорте. На помощь им приходят инспекторы Центра обеспечения мобильности пассажиров (ЦОМП). Они сопровождают своих клиентов на протяжении всего маршрута. В метро и на наземном транспорте работает ЦОМП метрополитена, а на МЦД — ЦОМП Центральной пригородной пассажирской компании (ЦППК).
Фото: Mos.ru
Видео дня
О том, как устроен этот сервис на пригородных маршрутах и как развивается доступная среда для пассажиров, — в репортаже mos.ru.
С учетом всех пожеланий
На станции МЦД-2 Тушинская у турникетов стоят двое рослых мужчин. Это сотрудники ЦОМП ЦППК Юрий Федотов и Иван Харламов. Они внимательно следят за проходящими мимо людьми: скоро в этом потоке появится их коллега из метрополитена, который приведет подопечного, Валерия Альшева, молодого человека с нарушением зрения.
«Как только приходит заявка от пассажира по телефону, через мобильное приложение или сайт (ЦОМП, ЦППК, “РЖД”, метрополитена), нам ее передают, и мы прибываем на место за полчаса до установленного времени. Согласно регламенту, ждем 20 минут с наступления назначенного часа. Если человек не пришел, звоним ему. Заявку желательно присылать за 24 часа до начала поездки, чтобы мы успели спланировать максимально комфортный маршрут: проверить расписание электропоездов, узнать, нет ли отмены, а если есть — предложить подопечному альтернативу. Кроме того, мы должны заранее изучить особенности пассажира», — говорит Юрий Федотов.
В поездках бывают разные случаи. Однажды подопечный захотел кофе прямо перед посадкой в поезд. «Уже поезд пришел, а он меня просит отвести его к киоску, где кофе продается. Поскольку наша задача — обеспечить сопровождаемому максимальный комфорт и нас не ждал другой пассажир, мы пошли человеку навстречу, помогли купить кофе и посадили в следующий поезд», — делится собеседник mos.ru.
Если у пассажира есть особенности, которые необходимо учесть заранее, их можно указать в заявке в графе «Прочее». В сегодняшнем документе — ничего необычного. Сказано, что пассажира нужно доставить со станции Тушинская в Нахабино, у него есть трость, но без «живой опоры» ему не обойтись.
«Обычно мы издалека узнаем клиента: его сопровождает к нам коллега из ЦОМП метро в красном жилете с ярким логотипом. С этим пассажиром мы давно знакомы, молодой человек часто к нам обращается», — объясняет Иван Харламов.
Подставить локоть
Сотрудник метрополитена подводит к Юрию и Ивану молодого человека в черных очках и с тростью в руке. Юрий аккуратно берет его под руку и подводит к турникету. Иван идет рядом для подстраховки.
«Валерия мы хорошо знаем. А когда встречаем нового пассажира, прежде всего нужно уточнить, какая помощь ему необходима. Бывает, что люди с проблемами опорно-двигательного аппарата предпочитают передвигаться самостоятельно, хотя и под нашим присмотром. Слабовидящим нередко требуется помощь только при преодолении препятствий (ступеней, порогов), а на ровных участках наша поддержка может оказаться лишней и даже обидеть», — рассказывает по пути Юрий Федотов.
Однажды он переводил через железнодорожный мост слепую женщину. Сообщил, что сейчас начнутся ступеньки. Оказалось, у нее настолько развиты слух и осязание, что она без подсказки знала: лестница идет вверх, а сам Юрий поднимает сейчас именно левую ногу. Такую пассажирку следовало лишь осторожно поддержать под локоть или подставить ей свой. В некоторых случаях разрешается придерживать пассажира за плечи.
«Иволга» прибыла. Юрий, поддерживая Валерия, заходит с ним в вагон, Иван идет следом, оберегая от людей, которые быстро выходят из дверей. Обычно маломобильных пассажиров перевозят в первом вагоне состава — рядом с кабиной машиниста.
В Нахабино Юрий и Иван поднимаются вместе с Валерием на специальном лифте. Подъемник просторный — коляска легко поместится, возле кнопок — шрифт Брайля, голос из динамика объявляет номера этажей.
Валерия Альшева достаточно посадить на автобус. На остановке его встретит брат. «Я возвращаюсь домой с первого занятия по шахматам, — рассказывает молодой человек. — Это хорошая зарядка для ума и памяти. Кроме того, скоро возобновлю занятия бальными танцами. Надеюсь фигуру подправить. Так что я еще не раз воспользуюсь услугами этих замечательных ребят».
Для сопровождения маломобильных граждан Юрий и Иван прошли трехмесячное онлайн-обучение и теперь работают на Савеловском, Белорусском и Рижском направлениях. Иногда поступает по четыре заявки в день, приходится ездить не только по Москве, но и в дальнее Подмосковье.
«Помощь людям требуется постоянно. Если кому-то на платформе нужна наша поддержка, не остаемся в стороне, обязательно предлагаем помощь. Случаются и непредвиденные ситуации с пассажирами по заявке. Однажды забрали с Курского вокзала девушку с ДЦП. В заявке было написано, что ее надо довезти до нужной станции и помочь подняться в город. Мы так и сделали. И тут выяснилось, что пассажирка собирается в ортопедический магазин за обувью, а где он находится — не знает. Отпустила нас, а сама прошла пару шагов и упала… Мы с Ваней вернулись, подняли ее на руки, нашли адрес магазина и донесли девушку до дверей», — вспоминает Юрий Федотов.
Инспекторы ЦОМП признаются, что уже не представляют себя на другой работе. «Мы помогаем людям и чувствуем себя нужными. И при этом каждый раз ищем и находим выходы из разных ситуаций», — отмечают собеседники mos.ru.
В этом году в подъездах установят 184 платформы для маломобильных жильцов
Всесторонняя поддержка
Правительство Москвы создает доступную среду для тех, кому необходима помощь во время поездки на городском транспорте: для людей с ограниченными возможностями здоровья, родителей с детьми, организованных групп детей с родителями. Для этого в 2013 году в Московском метрополитене открыли Центр обеспечения мобильности пассажиров (ЦОМП). С запуском в столице МЦК и МЦД сервис стал доступен и на этом транспорте. С 2020-го ЦОМП в метро и на наземном транспорте работает с 05:30 утра до часу ночи. На МЦД с 06:00 до 22.00.
Осенью 2020-го также был запущен проект сопровождения на наземном транспорте. Прежде всего к нему подключили маршруты, которые едут до социально значимых объектов, в частности больниц и школ. Кстати, маршруты Департамент транспорта Москвы выбирал вместе с представителями общественных организаций инвалидов. Сегодня инспекторы ЦОМП сопровождают людей более чем до 200 объектов. Список будет пополняться.
Старые станции метро глубокого заложения нельзя оборудовать лифтами — это памятники архитектуры. Там на помощь придут специалисты ЦОМП. В их арсенале есть кресла-коляски и гусеничные лестничные подъемники.
Но инфраструктура для пассажиров с ограниченными возможностями постоянно развивается. Новые станции метро и МЦД строят с учетом их потребностей: оборудуют лифтами, пандусами, турникетами с расширенным проходом, тактильной плиткой для слабовидящих и прочей техникой. На МЦД есть специальные кассы для колясочников. До конца 2022 года на 10 станциях нового участка Большой кольцевой линии установят 34 лифта и одну платформу для колясок. Современные поезда ЦППК «Иволга», которые курсируют на маршрутах МЦД, оснащены креплениями для инвалидных кресел, а надписи в вагонах продублированы шрифтом Брайля.
Для слабослышащих на 12 станциях метро, которые выходят к вокзалам, расположены 15 индукционных петель: это устройства, передающие звуковые сигналы на слуховой аппарат без помех и посторонних шумов. А для слабовидящих над входными дверями 45 станций, находящихся рядом с объектами Всероссийского общества слепых, установлены 60 звуковых маяков, которые помогают сориентироваться в пространстве: они издают повторяющийся однотонный короткий звук. Планируется, что к 2023 году такая аудионавигация будет установлена более чем на 70 процентах станций метро.
Удобнее для маломобильных пассажиров становится и наземный транспорт. Сегодня 98 процентов автобусов, электробусов и трамваев оснащены откидными аппарелями (пандусами в дверях), широкими площадками в салонах, креплениями для колясок и кнопками вызова водителя. Кроме того, в них предусмотрены места для собак-проводников и динамики, объявляющие номер и остановки маршрута.
Экскурсии с сурдопереводом, тактильные макеты и пандусы: безбарьерная среда на ВДНХ
Источник: rambler.ru