На сайте Russia.Travel появился раздел с описанием чартерных программ из Москвы, которые организуют туроператоры в регионы России в расчете на субсидии от государства. В семи случаях из девяти активные ссылки ведут на сайт одной и той же компании – FUN&SUN (экс-TUI Россия). Этот туроператор анонсировал рейсы в Карелию, Татарстан, на Камчатку, в Тюменскую область, на Сахалин, Алтай, в Чечню. Еще один чартер из Москвы в Махачкалу (Дагестан) обещает организовать «Интурист». Судя по нацтурпорталу, в запуске камчатской программы участвует также компания «Зима Лето» (Петропавловск-Камчатский). Наблюдатели задаются вопросами – вправе ли Ростуризм оказывать поддержку ограниченному списку компаний и почему образовался перекос в сторону FUN&SUN?
Согласно пользовательскому соглашению национальный туристический портал Russia.Travel представляет собой «интернет-сайт Федерального агентства по туризму, размещенный в российском сегменте информационно-телекоммуникационной сети Интернет, который является официальным некоммерческим общедоступным источником информации о туристской сфере Российской Федерации. Финансирование НТП осуществляется Ростуризмом за счет средств федерального бюджета Российской Федерации». При этом на странице, посвященной чартерам, подобно описаны программы, стоят активные ссылки на сайты туроператоров с формами для бронирования туров.
У экспертов, опрошенных TourDom.ru, нет однозначного ответа на вопрос, насколько это корректно. По словам юриста Альянса туристических агентств Марии Чапиковской, с одной стороны, размещая информацию о чартерах, Ростуризм реализует свою задачу – продвижение и популяризацию внутреннего туризма. С другой, может появиться вопрос по поводу списка предложений – насколько он полный? «Если указаны только некоторые компании, то вполне можно увидеть здесь рекламу. Как таковая со стороны госоргана она не запрещена, хоть и имеет некоторые нюансы. В частности, согласно ФЗ «О рекламе» не допускается указание на то, что объект рекламирования одобряется органами государственной власти. В любом случае реклама это или нет и насколько она соответствует законодательству, может сказать только ФАС», – ответила Мария Чапиковская.
Вопрос о том, почему Ростуризм продвигает предложения только трех компаний, причем явно с креном в сторону FUN&SUN, тоже неоднозначный. «То, что Ростуризм и его руководитель Зарина Догузова давно лоббирует и продвигает именно ООО «ТТ-Трэвел» (ранее TUI, сейчас FUN&SUN), я давно заметил. Но данный туроператор не единственный, кто активно развивает внутренний туризм и открывает новые направления, поэтому очевидно существует какая-то договоренность между ведомством и данным туроператором», – предположил юрист Игорь Косицын.
Скорее всего, сказались особенности программы субсидирования туристических рейсов, которая была разработана Ростуризмом. В соответствии с ней туроператоры могут получить от государства компенсацию 50% от стоимости перевозки пассажира, но почему-то только в том случае, если речь идет о чартерах. Логику авторов программы можно понять. Слово «чартер» знают все. Именно на чартерах туристы стали массово выезжать в Турцию и другие популярные страны, а значит, надо сделать так, чтобы туроператорам было выгодно их организовывать и в России. Однако еще в прошлом году эксперты «Опоры России» обращали внимание Ростуризма, что туристические компании задействуют не только чартеры – например, блоки мест на регулярных рейсах. Кроме того, туристов доставляют к месту отдыха и по железной дороге, и автобусами.
Получается, что ограниченный формат субсидирования сузил круг участников этой программы. Туроператорам далеко не всегда есть необходимость участвовать, даже несмотря на солидную субсидию. Вот, например, что нам сообщили в Pegas Touristik: «Все российские туры мы базируем на регулярной перевозке нашего стратегического партнера а/к “Северный ветер”. У авиакомпании одна из самых широких полётных программ по России, что позволяет нам формировать продукт в любом регионе с вылетами из разных городов». В компании подчеркнули, что занимаются внутренним туризмом не ради субсидий.
По замыслу Ростуризма, чартеры должны сделать доступным отдых в регионах России, чтобы туристы имели возможность не только отдыхать на привычных курортах, но и увидеть красоты отдаленных уголков страны. Специалисты видят оборотную сторону медали: в чартерах есть экономический смысл, когда они организуются именно на курорты с уже сложившейся с инфраструктурой, туда, где есть достаточно крупных отелей, чтобы разместить большие группы туристов. В регионах Сибири и Дальнего Востока таких отелей очень мало, возить туристов чартерами в тайгу и тундру нет смысла. Мало подходящих гостиниц и в республиках Северного Кавказа. Возможны только разовые рейсы или короткие цепочки, но это точно не про массовый отдых.
Также надо учитывать, что государство предлагает компаниям взять все риски по заполнению рейсов на себя и обещает компенсировать расходы постфактум. Однако практика показывает, что получение денег связано со сбором большого количества подтверждающих документов. Субсидий можно и не дождаться.
Все эти аргументы поясняют, почему туроператоры не спешат присоединяться к программе. Кстати, в прошлом году в ней тоже участвовали только три компании – помимо FUN&SUN и «Интуриста», субсидии получал также Библио-Глобус.
Теоретически круг претендентов еще может расшириться. Заявки Ростуризм принимает с 31 марта по 16 мая, так что время еще есть. Например, свое участие не исключили в ANEX Tour – в компании ответили, что «работают над этим». В Coral Travel и Библио-Глобусе от комментариев воздержались.
Автор: Дмитрий Даниленко Государство и турбизнес, Россия,
Источник: tourdom.ru