Пока действующие ставки по кредитам остаются неподъемными, и омбудсмен по малому и среднему бизнесу Анастасия Татулова предупреждает бизнес о подводных камнях в кредитных договорах с банками и советует сейчас вообще не брать кредитов
Фото: Кирилл Кухмарь/ТАСС
Обновлено в 15:45
Банки уменьшают ставки по кредитам вслед снижением ключевой ставки ЦБ. В пятницу она неожиданно была снижена с 20 до 17%.
«Сбер» уже объявил, что с 10 апреля минимальная ставка по кредитам для всех категорий заемщиков составит 19,9% годовых — на 2 процентных пункта меньше, чем было до этого.
О планах снизить ставку по потребкредитам заявили в Промсвязьбанке и ВТБ, но еще никаких уровней не назвали. В ближайшее время ВТБ планирует снизить ставку по ипотеке ниже 20% — с 4 марта она составляет от 22,4%.
Пока действующие ставки по кредитам остаются неподъемными. Даже по новым льготным программам с господдержкой стоимость денег для бизнеса остается очень высокой.
Что сейчас происходит на рынке кредитования, берут ли кредиты российские бизнесмены и какая ставка для них комфортна? Об этом Business FM спросила у самих отечественных предпринимателей:
Производитель и дистрибьютор косметики «Минокс» Михаил Костылев:
— Во время ковида тоже какая-то господдержка была, прошли все круги ада, ничего нам не дали, мы поняли, смысла нет в этой поддержке. Мы перестали брать кредиты и формируем свои резервы, фонды, потом на них живем. Вот сейчас очень хорошо живем, у нас огромная сумма денег скопилась, мы вот в нее растем. Кредиты не берем.
— Даже какая-то льготная ставка вас бы не привлекла?
— Абсолютно нет, потому что затраты на выпрашивание этой ставки могут быть намного больше, чем эта ставка нам даст.
— Если бы этот процесс был достаточно легким, какая ставка могла бы устроить бизнес?
— Процентов 15. Грубо говоря, кнопку нажал, банк с налоговой посчитали и тут же тебе дали кредит, было бы прекрасно, мы бы даже этим пользовались.
Президент Baon Илья Ярошенко:
«Господдержка — это прекрасно, но когда она работает. Пока не верится. Приветствую, что ЦБ начал снижать ставку, потому что 20% — это было запредельно для бизнеса, не знаем, какие бизнесы могут это выдержать, уж точно не ретейл, просто покупатели не поймут, почему все стало так дорого. Комфортная ставка, ну, в последнее время мы работали со ставкой около 10%, это не то что мы шиковали, потому что постоянно что-то случалось: пандемия, сейчас случилось то, что случилось, поэтому я очень жду, когда мы вернемся к нормальной ставке в районе 10-12%. А сейчас что происходит: была ставка 20%, ставка ЦБ плюс какой-то процент — 2, 5, в зависимости от банка. И невозможно просто было взять эти кредиты, банки не давали никому из ретейла, не хотели рисковать, потому что сложности с логистикой, с закупкой, и понимали, что сложности будут и со спросом. У нас открытые кредитные лимиты в двух банках, в одном мы выбрали, пока нам не нужно, зимнюю коллекцию мы закупили, на текущие обороты нам хватает, пока мы не выбираемся. Но, насколько я знаю от коллег по фэшну, что банки некоторые и не дают, причем даже более крупным компаниям. Пока не давали, по крайней мере в марте — начале апреля, что сейчас будет, после уменьшения ставки, наверное, начнут постепенно раздавать.
Говорит омбудсмен по малому и среднему бизнесу, основатель сети семейных кафе и фабрики «Андерсон» Анастасия Татулова:
— Комфортная ставка для бизнеса — это ключевая 2%. При этой ставке мы можем рассчитывать на развитие и рост промышленности. Все остальное для бизнеса, честно, малоприемлемо. Поэтому, может быть, стоит говорить о том, что такие вопросы кредитования надо от ключевой ставки как-то отрывать, потому что ключевой ставкой ЦБ решает множество вопросов, но получается, что она каждый раз ударяет по бизнесу, особенно по промышленности.
— Сейчас что с кредитованием?
— С кредитованием сложилась неоднозначная ситуация. Дело в том, что даже при объявлении всех этих льготных кредитов и программ фактически меньше чем под 15% взять сейчас деньги невозможно. И банки, которые являются коммерческими предприятиями, несмотря ни на какие указы государства, не рвутся раздавать ничего льготного. И даже если в договоре написана какая-то льготная ставка, то дальше в нем же будет написано, что на досрочное погашение будет плюс 2%, на следующий год ставка будет в два раза больше, то есть вот те договоры, которые я вижу, с которыми сталкиваются предприниматели, они про то, что первый год — 15%, второй год — 28%, и досрочно погасить ты не можешь, то есть ты попадаешь в ловушку, при которой ты должен будешь платить даже при понижении ключевой 28% за кредит, это запредельные деньги. Поэтому я очень прошу предпринимателей читать, что они подписывают, и лучше сейчас, честно говоря, не брать кредит.
В конце марта глава Сбербанка Герман Греф и предправления ВТБ Андрей Костин предупредили правительство о потенциальных убытках двух госбанков в этом году из-за участия в программах господдержки экономики, сообщал «Интерфакс» со ссылкой на письмо банкиров.
Убытки двух крупнейших финансовых организаций могут составить, по их оценкам, 600 млрд рублей. В письме Грефа и Костина также приводился прогноз ЦБ об убытках банковского сектора — в целом за год они ожидались на уровне 3,5-6 трлн рублей.
Источник: bfm.ru