Основная идея чем-то напоминает организацию советских школ фабрично-заводского ученичества в 1920—1940 годы. Только они впоследствии развивались уже в профучилища, а здесь наоборот. Уже существующие технические колледжи будут сотрудничать с предприятиями по профессиональному признаку, а также по территориальному. Училища предоставят кадры, а заводы и стройки — свою техническую базу, получатся своеобразные образовательные союзы.
Фото: Российская Газета
Китай уже готов продвигать модель «интеграции в техническом образовании» в масштабах всей страны
Видео дня
В Китае в технические колледжи в основном приходят выпускники школ с низкой успеваемостью и неполным средним образованием. Китайские школьники, «завалившие» экзамены в неполной средней школе (7-9-е классы), как правило, продолжают обучение в техникумах, хотя многие из них даже не умеют считать дроби, а о дисциплине и слышать не хотят. Поэтому будущим технарям модель «технической интеграции» подходит лучше традиционной, считают преподаватели.
Методика «технической интеграции» ставит во главу обучение навыкам. Базовые и элементарные знания, упоминаемые в каждом учебном модуле, перетекают в процесс обучения конкретным навыкам, которые запоминаются легче теории.
Китай готов продвигать модель «интеграции в техническом образовании» в масштабах всей страны. Поставлена задача создать модели такой интеграции по ста специальностям и наладить образовательный процесс по ним в тысяче учебных заведений. И подготовить преподавателей, которые поставят подготовку кадров на конвейер.
Реформирование преподавания в техникумах Китая началось в 2009 году с проекта «экспериментальных площадок технической интеграции техникумов». В ходе трех волн эксперимента в 2010, 2012 и 2016 годах в нем участвовало 191 учебное заведение, была охвачена 31 специальность.
А как у нас?
В России началось создание инженерных школ на базе российских вузов. В проекте будут участвовать и высокотехнологичные компании. По словам вице-премьера Дмитрия Чернышенко, это поможет выпустить более 40 тысяч высококлассных специалистов для отечественной экономики к 2030 году.
"Для подготовки такой инженерной элиты в вузах мы создаем так называемые передовые инженерные школы, и мы их делаем не абстрактно, а именно в партнерстве с нашими высокотехнологичными компаниями. Например, такими, как «Яндекс», «Ростех», РЖД, КАМАЗ, «Синара», — рассказал вице-премьер.
Инженерные школы — это экспериментальные лаборатории, цифровые фабрики и технопарки, опытные производства с современным оборудованием, вычислительными системами и прикладным программным обеспечением. Как рассказал Чернышенко, уже в мае нынешнего года по результатам конкурсного отбора будет определено 30 вузов, на базе которых и будут работать инженерные школы. Всего их, пояснили «РГ» в Минобрнауки, планируется создать около ста. До конца года будет разработано 30 новых программ подготовки передовых инженерных кадров. В правительстве надеются, что подготовленные таким образом специалисты будут оставаться работать в своем регионе.
Сегодня же получить новые знания могут те работники, которые находятся под риском увольнения. Для них в рамках нацпроекта «Демография» создана программа переобучения. «В 2022 году новые знания могут получить 345 тысяч человек. Всего соискателям доступно свыше 24 тысяч образовательных программ, при этом для каждого региона сформирован свой пул образовательных курсов: в каждом субъекте предлагается обучение по востребованным именно на локальном рынке труда направлениям», — рассказали «РГ» в Минтруде.
Подготовила Ольга Игнатова
Источник: rambler.ru